1. Национальная платежная система (далее — НПС) играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой государственной денежно-кредитной политики.
Обеспечение стабильности и развитие НПС является одной из целей деятельности Банка России в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (далее — Закон о Банке России).
2. Банк России на основании ст. 82.1 Закона о Банке России принял настоящую Стратегию развития НПС (далее — Стратегия), предметом которой является определение направлений развития НПС. При этом Банк России рассматривает организацию и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России в качестве основного стабилизирующего фактора, влияющего на развитие НПС.
3. Реализация настоящей Стратегии будет осуществляться Банком России во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, профессиональными объединениями участников рынка платежных услуг на основе Плана мероприятий по реализации Стратегии (далее— План мероприятий) с указанием конкретных мер и сроков их выполнения.
По мере реализации Плана мероприятий Банком России при необходимости будут вноситься изменения в Стратегию и План мероприятий, учитывающие результаты их реализации и вновь возникшие факторы, влияющие на развитие НПС.
4. Целью развития НПС является обеспечение эффективного и надежного функционирования субъектов НПС для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей национальной
экономики в платежных услугах, в том числе для реализации денежно-кредитной
политики, обеспечения финансовой стабильности, повышения качества,
доступности и
безопасности платежных услуг.
5. При определении направлений развития НПС Банком России учитывались следующие факторы:
а) экономический рост в Российской Федерации;
б) усиление интегрированности нацио нальной экономики в мировую экономи ческую систему, в том числе вследствие вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
в) активное развитие банковского сектора, рост предложения банковских услуг (включая дистанционное банковское обслуживание, оплату товаров и услуг с использованием электронных средств платежа);
г) рост количества платежей, совершаемых физическими лицами в безналичном порядке;
д) появление и развитие новых технологий (в том числе информационных и телекоммуникационных);
е) создание правовой основы регулирования оказания платежных услуг, позволившей, в частности, применять новые формы безналичных расчетов — переводы электронных денежных средств и переводы денежных средств по требованию получателя средств;
ж) формирование и развитие профессиональных объединений участников рынка платежных услуг;
з) отсутствие национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры в НПС;
и) отсутствие клиринговых центров национального уровня по розничным платежам, осуществляемым с использованием платежных карт;
к) наличие рисков противоправных действий и связанных с ними угроз при осуществлении переводов денежных средств;
л) непрозрачность механизмов формирования цен на рынке розничных платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, включая размер межбанковских комиссий;
м) недостаточная информированность и недоверие населения к предлагаемым субъектами НПС инновационным платежным услугам.