Рейтинг@Mail.ru

   
   

Оглавление   Следующий
Список полезных статей по темам изучаемых дисциплин

 

Центральный банк Российской Федерации

Платежные и расчетные системы

Анализ и статистика

Выпуск 41

Национальная платежная система в 2012 году

2013

ПРС

 

© Центральный банк Российской Федерации, 2007

107016, Москва, ул. Неглинная, 12

Выпуск подготовлен Департаментом национальной платежной системы Банка России E-mail: prs@cbr.ru

Издание подготовлено к печати отделом периодических изданий Банка России Пресс-службы Банка России

Текст данного сборника размещен на сайте Центрального банка Российской Федерации в сети Интернет: www.cbr.ru

Отпечатано в ООО «Полиграфический комплекс ТОЧКА» Тел. (495) 995-52-80 www.pc-t.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА В 2012 ГОДУ


Введение

На протяжении последних лет российский рынок платежных услуг, развивающийся в рамках общемировых тенденций перехода к новой модели взаимоотношений поставщиков и потребителей, претерпел значительные изменения. К числу значимых факторов, определяющих в настоящее время направление и особенности его развития, относятся активное внедрение в повседневную жизнь информационнокоммуникационных технологий, средств мобильной связи, возросшая мобильность населения, определяющая рост спроса на розничные платежные услуги, а также продолжающаяся глобализация финансовых рынков.

Перечисленные факторы влияют на характер предпочтений и особенности поведения современных потребителей платежных услуг, прежде всего в розничном сегменте. В условиях высокого уровня обеспеченности населения средствами мобильной связи, повышения финансовой грамотности потребителей и спроса на платежные услуги возросли требования к характеристикам и качеству платежных услуг. От провайдеров ожидается, что они смогут обеспечить клиентам дистанционный (мобильный) доступ к услугам в любой момент времени и максимально быстро осуществить перевод денежных средств с использованием защищенных каналов передачи информации, связанной с проведением платежных трансакций.

Корпоративным клиентам, крупным холдингам, вертикально интегрированным бизнес-структурам важно иметь возможность использовать платежные сервисы для оптимизации денежных потоков, поступающих клиентских платежей, а также для эффективного управления своими финансовыми активами.

В условиях развития российского финансового рынка и его интеграции с международным финансовым рынком повышается актуальность совершенствования клиринговой и платежной инфраструктуры, в рамках которой должен обеспечиваться расчет по операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами при минимальном уровне риска для инвесторов.

Особенности современного этапа развития международного и российского рынка платежных услуг оказывают влияние на развитие сферы государственных платежей. Государство – один из значимых участников рынка платежных услуг и одновременно крупный получатель и плательщик денежных средств. Организационная и технологическая модернизация системы государственных платежей, совершенствование задействованных платежных сервисов являются важным фактором оптимизации бюджетных потоков, повышения эффективности управления бюджетными средствами.

Особенности, присущие современному рынку платежных услуг, новые требования к качеству и технологической составляющей платежных услуг определяют более широкий круг организаций, обеспечивающих осуществление платежных трансакций, в том числе специализирующихся на технологическом обеспечении, а также спектр инновационных финансовых продуктов. Это способствует росту конкуренции между поставщиками платежных услуг и побуждает их идти навстречу интересам потребителей, предъявляющих спрос на услуги высокого качества. Вместе с тем наблюдается тенденция к интеграции участников рынка. Организации объединяют усилия для повышения эффективности своей деятельности и максимального удовлетворения запросов потребителей. В частности, банки тесно сотрудничают с операторами мобильной связи в целях предоставления своим клиентам услуг дистанционного банковского обслуживания, привлекают процессинговые организации и т.п. Подобное взаимодействие помогает обеспечивать быстрое и в достаточной степени безопасное прохождение всех этапов перевода денежных средств.

Развитию российского рынка платежных услуг присуща общемировая тенденция к специализации провайдеров на отдельных видах деятельности или отдельных сегментах рынка, что в целом позволяет им эффективнее контролировать издержки и использовать преимущества специализации для расширения бизнеса.

Современные тенденции развития платежной сферы нашли отражение в российском законодательстве. С принятием Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) начала формироваться новая конфигурация платежного ландшафта, в целом соответствующая принципам организации деятельности субъектов национальной платежной системы, принятой в мировой практике. В России национальная платежная система базируется на банковской модели, в соответствии с которой основными поставщиками платежных услуг являются кредитные организации. При этом не исключается возможность при создании платежных систем вводить в их организационную структуру небанковские организации, которые могут функционировать в качестве операторов платежных систем, а также операторов услуг платежной инфраструктуры.

В 2012 году были сделаны важные шаги по созданию и развитию новой для рынка формы организации деятельности по предоставлению платежных услуг, услуг по переводу денежных средств – в рамках платежных систем1. В течение года Банк России зарегистрировал 19 платежных систем, операторами которых стали 12 кредитных организаций и 7 организаций, не являющихся кредитными.

В составе платежных систем к началу 2013 года функционировали две системно значимые платежные системы: платежная система Банка России, оператором которой в соответствии с законодательством является Банк России, и платежная система НКО ЗАО НРД, специализирующаяся на денежных расчетах на рынке ценных бумаг.

Кроме операторов платежных систем, на начало 2013 года деятельность в качестве субъектов национальной платежной системы осуществляли: 958 операторов по переводу денежных средств (Банк России, Внешэкономбанк, кредитные организации); 38 операторов электронных денежных средств; операторы услуг платежной инфраструктуры (23 операционных центра, 21 платежный клиринговый центр, 22 расчетных центра); Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ФГУП «Почта России»); 12 тыс. банковских платежных агентов и платежных агентов2.

Субъекты национальной платежной системы на 01.01.2013

Выделение в национальной платежной системе организаций, специализирующихся на предоставлении платежных услуг, способствует повышению уровня транспарентности рынка платежных услуг, позволяет сформировать понятную структуру подлежащих надзору и наблюдению субъектов и объектов национальной платежной системы, дает возможность Банку России на основе единых подходов осуществлять деятельность по регулированию в национальной платежной системе.

1  В Федеральном законе № 161-ФЗ платежная система определена как «совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств».

2  По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли.


.

I.1. ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ БАНКОМ РОССИИ

С 1 июля 2012 года вступили в силу требования статьи 15 Федерального закона № 161-ФЗ, одним из которых является обязательная регистрация платежных систем Банком России.

Согласно Федеральному закону № 161‑Фз оператор платежной системы – организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Оператором платежной системы может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, Банк России или Внешэкономбанк.

В течение второго полугодия 2012 года Банк России рассмотрел 20 регистрационных заявлений организаций, намеревающихся стать операторами платежных систем. В результате в качестве операторов платежных систем было зарегистрировано 19 организаций, из которых 12 – кредитные организации[1]. В число крупнейших платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России, вошли платежные системы «Виза», «МастерКард» и платежная система НКО ЗАО НРД.

Вставка 1

Критерии значимости платежных систем

Одной из наиболее важных характеристик платежной системы является ее значимость. Признание платежной системы значимой осуществляется Банком России на основании информации, подтверждающей соответствие платежной системы критериям значимости, в том числе данных о деятельности платежных систем, получаемых в рамках обязательной отчетности операторов платежных систем. В 2012 году в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ и Указанием Банка России от 02.05.2012 № 2815-У «Об установлении значений критериев для признания платежной системы значимой» критериями системной значимости          являлись:

1)  осуществление в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств с общим объемом на сумму 240 млрд. руб. и отдельными переводами денежных средств в размере 100 млн. руб.;

2)  осуществление в рамках платежной системы Банком России переводов денежных средств при рефинансировании кредитных организаций и осуществление операций на открытом рынке;

3)  осуществление в рамках платежной системы переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

Критериями социальной значимости являлись:

1)  осуществление в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств с общим объемом на сумму не менее 12 млрд. руб.1 и более половины этих переводов на сумму не более 100 тыс. руб.;

2)  осуществление в течение календарного года в рамках платежной системы не менее 100 млн. переводов денежных средств с использованием платежных карт;

3)  осуществление в течение календарного года в рамках платежной системы не менее 2 млн. переводов денежных средств без открытия банковского счета;

4)  осуществление в течение календарного года в рамках платежной системы не менее 2 млн. переводов денежных средств физических лиц по их банковским счетам (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт).

1 Указанием Банка России от 07.06.2013 № 3009-У значение общего объема переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежной системы в течение трех месяцев, увеличено до 100 млрд. рублей.

Услуги по переводу денежных средств, оказываемые в рамках зарегистрированных платежных систем, можно разделить на четыре направления: переводы денежных средств без открытия банковского счета; переводы денежных средств с использованием платежных карт; переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах; переводы денежных средств физических лиц по их банковским счетам.

Для подавляющего большинства платежных систем характерна деятельность только по одному из указанных направлений. Так, восемь платежных систем специализировались только на переводах денежных средств без открытия банковского счета, еще столько же – только на переводах денежных средств с использованием платежных карт. Лишь две платежные системы из 19 зарегистрированных в 2012 году одновременно выполняли переводы денежных средств по нескольким направлениям. Платежная сис тема CONTACT помимо вышеперечисленных направлений также осуществляла деятельность по переводу денежных средств физических лиц по их банковским счетам. Платежная система «Золотая Корона» предоставляла своим клиентам услуги по двум направлениям: по переводу денежных средств с использованием платежных карт и по переводу денежных средств физических лиц по их банковским счетам.

4 Одна платежная система может специализироваться по нескольким направлениям деятельности.

Таблица I.1.1. Приоритетные направления деятельности зарегистрированных в 2012 году платежных систем

№ п/п

Наименование платежной системы

 

Переводы денежных средств

 

с использовани‑

ем платежных карт

без откры‑

тия банковского счета

физических лиц

по их банковским счетам

по сделкам на

организованных торгах

1

Платежная система CONTACT

 

2

Международная платежная система денежных переводов «ЮНИСТРИМ»

 

 

 

3

Платежная система NCC (NATIONAL CREDIT CARDS)

 

 

 

4

Платежная система «Вестерн Юнион»

 

 

5

Платежная система «Юнион Кард» (UNION CARD)

 

 

 

6

Платежная система ANELIK

 

 

 

7

Платежная система «Объединенная расчетная система»

 

 

 

8

Платежная система Regional Payment System

 

 

 

9

Платежная система HandyBank

 

 

 

10

Платежная система BLIZKO

 

 

 

11

Платежная система «Виза»

 

 

 

12

Платежная система «Золотая Корона»

 

 

13

Платежная система PrivatMoney

 

 

 

14

Платежная система НКО ЗАО НРД

 

 

 

15

Международная платежная система денежных переводов Migom

 

 

 

16

Платежная система «Таможенная карта»

 

 

 

17

Платежная система «Международные Денежные Переводы ЛИДЕР»

 

 

 

18

Платежная система «МастерКард»

 

 

 

19

Платежная система «Универсальная электронная карта» (ПС «УЭК»)

 

 

 

В целях получения сведений о деятельности платежных систем (количественные показатели), а также для проведения идентификации системной и (или) социальной значимости платежных систем Банк России разработал форму отчетности[2], по которой оператор платежной системы, зарегистрированный Банком России, должен ежеквартально представлять информацию о своей деятельности в Банк России начиная с отчетного квартала, следующего за кварталом, в котором он получил регистрационное свидетельство Банка России.

Трансграничные переводы денежных средств осуществляли 10 платежных систем: платежная система CONTACT, международная платежная система денежных переводов «ЮНИСТРИМ», платежная система «Вестерн Юнион», платежная система ANELIK, платежная система Regional Payment System, платежная система BLIZKO, платежная система PrivatMoney, международная платежная система денежных переводов Migom, платежная система «Международные Денежные Переводы ЛИДЕР» и платежная система «Золотая Корона».

Операторы услуг платежной инфраструктуры

На 01.01.2013 операторами услуг платежной инфраструктуры 19 зарегистрированных платежных систем являлись 33 организации (18 кредитных организаций и 15 организаций, не являющимися кредитными, из которых 4 иностранные), из них 17 выполняли функции расчетных центров, 20 – платежных клиринговых центров, 22 – операционных центров платежных систем.

Вставка 2

Платежная система НКО ЗАО НРД

Крупнейшей инфраструктурой российского финансового рынка, осуществляющей переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, является платежная система НКО ЗАО НРД (далее – ПС НРД), которая на основании пунктов 2 и 3 части 1 статьи 22 Федерального закона № 161-ФЗ («2) осуществления в рамках платежной системы Банком России переводов денежных средств при рефинансировании кредитных организаций и осуществлении операций на открытом рынке; 3) осуществления в рамках платежной системы переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах») была признана Банком России системно значимой. ПС НРД – часть постторговой инфраструктуры ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС»1 (далее – Московская Биржа).

В ПС НРД осуществляются следующие виды переводов денежных средств по счетам участников:

  по сделкам участников ПС НРД, совершенным на организованных торгах Московской Биржи;

  по сделкам участников ПС НРД, заключенным на внебиржевом рынке;

  при осуществлении Банком России операций на открытом рынке и рефинансирования кредит-ных организаций.

Также расчетный центр ПС НРД осуществляет иные переводы денежных средств по счетам участников ПС НРД.

В ПС НРД предусмотрено только прямое участие. Предполагается, что участниками ПС НРД станут все клиенты НКО ЗАО НРД, которые согласно законодательству о национальной платежной системе могут являться участниками платежной системы. В ПС НРД используются следующие основные типы счетов участников ПС НРД:

  торговые банковские счета;

  клиринговые банковские счета;

  корреспондентские счета кредитных организаций – участников ПС НРД;

  расчетные счета клиентов ПС НРД, не являющихся кредитными организациями.

НКО ЗАО НРД, как оператор ПС НРД, совмещает свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств и всех операторов услуг платежной инфраструктуры.

Операционный день ПС НРД устанавливается с 8:30 до 20:30 каждого рабочего дня. Прием и исполнение распоряжений участников в ПС НРД осуществляются в течение всего операционного дня в режиме реального времени на валовой основе в пределах остатков на счетах участников. Кредитование участников в рамках ПС НРД не осуществляется, в случае недостаточности средств распоряжения помещаются во внутридневную очередь.

НКО ЗАО НРД – участник платежной системы Банка России. Банк России также является участником ПС НРД. Подобное взаимное участие позволяет осуществлять перевод денежных средств между счетами участников ПС НРД и платежной системы Банка России, в том числе с целью осуществления расчета по операциям Банка России.

Важная отличительная особенность ПС НРД – осуществление переводов по торговым банковским счетам, для чего необходим учет полномочий клиринговой организации по распоряжению денежными средствами на торговых банковских счетах, являющихся счетами участников. С этой целью оператор ПС НРД заключил договор о взаимодействии с клиринговой организацией, обслуживающей торги, организуемые Московской Биржей, – ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр».

Признание платежной системы системно значимой налагает ряд дополнительных требований к ее функционированию, в том числе в части осуществления расчета, а также мониторинга и управления рисками. Наблюдение за ПС НРД является одной из приоритетных задач в деятельности Банка России по наблюдению в национальной платежной системе. В 2014 году планируется проведение Банком России оценки ПС НРД на соответствие «Принципам для инфраструктур финансовых рынков», разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов – Международной организацией комиссий по ценным бумагам.

1 ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» было образовано в 2011 году в результате слияния двух крупнейших российских биржевых групп – Группы «Московская межбанковская валютная биржа» и Группы «Российская торговая система». В течение 2012 года была зарегистрирована новая версия устава ОАО, согласно которой официальным сокращенным названием организации является ОАО «Московская Биржа».

 

Расчетные центры платежных систем

На 01.01.2013 расчетными центрами зарегистрированных в течение второго полугодия 2012 года Банком России платежных систем являлись 17 кредитных организаций.

Согласно Федеральному закону № 161‑Фз расчетный центр – это организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы. Расчетным центром может выступать кредитная организация, Банк России и Внешэкономбанк.

 

 

Таблица I.1.2. Перечень организаций – субъектов инфраструктуры платежных систем на 01.01.2013

 

 

№ п/п

Наименование организации

Тип организации

Российская / иностранная

Оператор платежной системы

Операторы услуг платежной инфраструктуры

 

расчетный центр

платежный

клиринговый центр

операцион‑

ный центр

 

1

АКБ «РУССЛАВ-БАНК» (ЗАО)

КО

Р

Платежная система CONTACT

 

2

ОАО Банк ВТБ

КО

Р

 

Платежная система «Вестерн Юнион», платежная система «Виза»

 

 

 

3

ОАО КБ «ЮНИСТРИМ»

КО

Р

Международная платежная система денежных переводов «ЮНИСТРИМ»

 

4

ЗАО «НКК»

не КО

Р

Платежная система NCC (NATIONAL

CREDIT CARDS)

 

Платежная система NCC (NATIONAL CREDIT CARDS)

 

5

ОАО АКБ «ЕВРОФИ-

НАНС МОСНАРБАНК»

КО

Р

 

Платежная система

NCC (NATIONAL CREDIT CARDS), платежная система «Юнион Кард»

(UNION CARD)

 

 

 

6

ООО «НКО «Вестерн Юнион ДП Восток»

КО

Р

Платежная система «Вестерн

Юнион»

 

Платежная система «Вестерн Юнион»

 

7

НКО «ОРС» (ОАО)

КО

Р

Платежная сист расчетная систе

Платежная система «Вестерн Юнион»

 

 

 

ема «Объединенная

ма»

 

8

ЗАО «Процессинговая компания «Юнион Кард»

не КО

Р

Платежная система «Юнион Кард»

(UNION CARD)

 

Платежная система «Юнион Кард» (UNION CARD)

 

9

ООО КБ «Анелик РУ»

КО

Р

Платежная система ANELIK

 

10

ЗАО «КОКК»

не КО

Р

 

 

Платежная система «Объединенная расчетная система»

 

11

ООО «СвичМастер.РУ»

не КО

Р

 

 

Платежная система «Объединенная расчетная система»

 

12

КБ «Тульский

Расчетный Центр»

(ОАО)

КО

Р

Платежная система Regional Payment System

 

 

13

ООО «Городской Расчетный Центр»

не КО

Р

 

 

 

Платежная система Regional Payment

System

 

14

ЗАО «ХэндиСолюшенс»

не КО

Р

Платежная система HandyBank

 

Платежная система HandyBank

 

15

Банк «Новый Символ» (ЗАО)

КО

Р

 

Платежная система HandyBank

 

 

 

16

ОАО АКБ «Связь-Банк»

КО

Р

Платежная система BLIZKO

 

17

COINSTAR EURASIA

Limited (Акционерная компания с ограниченной ответственностью

«Коинстар Евразия

Лимитед»)

не КО

И

 

 

 

Платежная система BLIZKO

 

18

ООО «Финансовое Сервис Бюро»

не КО

И

 

 

 

Платежная система BLIZKO

 

19

ООО «Платежная система «Виза»

не КО

Р

Платежная система «Виза»

 

Платежная система «Виза»

 

 

 


 

 

 

№ п/п

Наименование организации

Тип организации

Российская / иностранная

Оператор платежной системы

Операторы услуг платежной инфраструктуры

 

расчетный центр

платежный

клиринговый центр

операцион‑

ный центр

 

20

Виза Интернэшнл

Сервис Ассосиэйшн

(Visa International

Service Association)

не КО

И

 

 

 

Платежная система «Виза»

 

21

РНКО «Платежный Центр» (ООО)

КО

Р

Платежная система «Золотая Корона»

 

 

 

22

ЗАО «ЗОЛОТАЯ КОРОНА»

не КО

Р

 

 

Платежная система «Золотая Корона»

 

23

ЗАО МКБ «Москомприватбанк»

КО

Р

Платежная система PrivatMoney

 

24

НКО ЗАО НРД

КО

Р

Платежная система НКО ЗАО НРД

 

25

НКО ЗАО «МИГОМ»

КО

Р

Международная платежная система денежных переводов Migom

 

26

КБ «ЕВРОТРАСТ» (ЗАО)

КО

Р

 

Международная платежная система денежных переводов Migom

 

 

 

27

ООО «Таможенная карта»

не КО

Р

Платежная система «Таможенная карта»

 

Платежная система «Таможенная карта»

 

28

ООО «МКС»

КО

Р

 

Платежная система «Таможенная карта»

 

 

 

29

НКО ЗАО «ЛИДЕР»

КО

Р

Платежная система «Международные денежные переводы ЛИДЕР»

 

30

ООО «МастерКард»

не КО

Р

Платежная система «МастерКард»

 

 

 

 

31

ОАО «Сбербанк России»

КО

Р

 

Платежная система «МастерКард», платежная система «Универсальная электронная карта»

(ПС «УЭК»)

 

 

 

32

МастерКард Европа

не КО

И

 

 

Платежная система «МастерКард»

 

33

ОАО «УЭК»

не КО

Р

Платежная система «Универсальная электронная карта»

(ПС «УЭК»)

 

Платежная система «Универсальная электронная карта»

(ПС «УЭК»)

 

Примечания.           КО – кредитная организация; не КО – организация, не являющаяся кредитной организацией; Р – российская организация; И – иностранная организация.

 

В большинстве случаев кредитные организации, выполняющие функции расчетных центров платежных систем, являлись расчетными центрами одной платежной системы. Лишь четыре кредитные организации выполняли функции расчетных центров для двух платежных систем:

  ОАО Банк ВТБ – расчетный центр платежной си-стемы «Вестерн Юнион» и платежной системы «Виза»;

  ОАО АКБ «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК» – расчетный центр платежной системы NCC (NATIONAL CREDIT CARDS) и платежной системы «Юнион Кард» (UNION CARD);

  НКО «ОРС» (ОАО) – расчетный центр платежной системы «Вестерн Юнион» и платежной системы «Объединенная расчетная система»;

  ОАО «Сбербанк России» – расчетный центр платеж-ной системы «МастерКард» и платежной системы «Универсальная электронная карта» (ПС «УЭК»).

Платежные клиринговые центры платежных систем

На 01.01.2013 на территории России функционировало 20 платежных клиринговых центров: 10 кредитных организаций и 10 организаций, не являющихся кредитными организациями (из них одна иностранная[3]).

Согласно Федеральному закону №161‑Фз платежный клиринговый центр – это организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Платежным клиринговым центром может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией, Банк России или Внешэкономбанк.

Во всех платежных системах, кроме одной, услуги платежного клиринга выполнял только один платежный клиринговый центр. Исключение составила лишь платежная система «Объединенная расчетная система», в которой платежными клиринговыми центрами являются две организации, не являющиеся кредитными, – ЗАО «КОКК» и ООО «СвичМастер.РУ».

Операционные центры платежных систем

На 01.01.2013 на территории России функционировало 22 операционных центра: 9 кредитных организаций, 13 организаций, не являющихся кредитными организациями (из них 3 иностранные организации).

Согласно Федеральному закону №161‑Фз операционный центр – это организация, обеспечивающая в рамках платежной системы участникам платежной системы и их клиентам доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями. Операционным центром может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией, Банк России или Внешэкономбанк.

В двух платежных системах операционные услуги выполняли несколько операционных центров: в платежной системе «Объединенная расчетная система» – две организации, не являющиеся кредитными организациями (ЗАО «КОКК» и ООО «СвичМастер.РУ»), в платежной системе BLIZKO – три (COINSTAR EURASIA Limited (Акционерная компания с ограниченной ответственностью «Коинстар Евразия Лимитед»), ООО «Финансовое Сервис Бюро», ОАО АКБ «Связь-Банк»). Во всех остальных платежных системах функционировал один операционный центр.

Функциональные схемы построения платежных систем

В составе платежных систем, зарегистрированных Банком России по состоянию на 01.01.2013, преобладали платежные системы, в которых функции оператора, а в ряде случаев и операторов услуг платежной инфраструктуры, выполняет кредитная организация. Это обусловлено тем, что перевод денежных средств традиционно осуществляли кредитные организации, а им свойственно расширять свои функции без необходимости создания (выделения) юридических лиц, ответственных за те или иные услуги платежной инфраструктуры. Вместе с тем в настоящее время наметилась тенденция по выделению кредитными организациями в качестве отдельного направления бизнеса операций, относящихся к розничным платежным услугам (переводы денежных средств без открытия банковского счета, в том числе с использованием электронных средств платежа). При этом разделение ответственности между различными юридическими лицами, выполняющими функции оператора, платежного клирингового центра, операционного центра, расчетного центра платежной системы, можно рассматривать как позитивную тенденцию с точки зрения минимизации рисков в платежной системе. Это разделение достигается за счет диверсификации субъектного состава (в платежной системе может быть несколько платежных клиринговых центров, операционных центров и расчетных центров) и привлечения дополнительных (резервных) операторов услуг платежной инфраструктуры, которые в случае возникновения существенных проблем в деятельности основных операторов услуг платежной инфраструктуры смогут оперативно восстановить способность осуществлять переводы денежных средств в рамках платежной системы.

К особенностям функционирования платежных систем, зарегистрированных Банком России, можно отнести совмещение оператором платежной системы функций расчетного, платежного клирингового, операционного центров и выполнение одной организацией функций и платежного клирингового, и операционного центра платежной системы.

Совмещение оператором платежной системы функций оператора услуг платежной инфраструктуры характерно для 18 зарегистрированных платежных систем. Исключение составляет платежная система «МастерКард», в которой функции платежного клирингового и операционного центров выполняет привлеченная иностранная организация, а функцию расчетного центра платежной системы – привлеченная кредитная организация.

Количество платежных систем, в которых одна организация одновременно выполняет функции платежного клирингового и операционного центров платежной системы, на 01.01.2013 составило 9.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие функциональные схемы построения платежных систем, зарегистрированных Банком России по состоянию на 01.01.2013: платежные системы, операторами которых являются кредитные организации (схема I), и платежные системы, операторы которых – организации, не являющиеся кредитными (схема II).

Согласно схеме I (рисунок I.1.2), оператор платежной системы – кредитная организация может одновременно выполнять функции оператора услуг платежной инфраструктуры платежной системы (расчетного центра, платежного клирингового центра, операционного центра). В качестве расчетного центра также могут привлекаться сторонние кредитные организации, а в качестве платежного клирингового центра и операционного центра – организации, не являющиеся кредитными. В частности, по схеме I построены:

I.  Платежные системы, в которых оператор платежной системы – кредитная организация одновременно выполняет функции расчетного центра, платежного клирингового центра и операционного центра. К числу таких систем относятся:

1)                   платежная система CONTACT;

2)                   международная платежная система денежных переводов «ЮНИСТРИМ»;

3)                   платежная система ANELIK;

4)                   платежная система PrivatMoney;

5)                   платежная система НКО ЗАО НРД;

6)                   платежная система «Международные Денежные

Переводы ЛИДЕР»;

7)                   международная платежная система денежных переводов Migom (в качестве второго расчетного центра привлечена сторонняя кредитная организация);

8)                   платежная система BLIZKO (в качестве операционных центров привлечены две иностранные организации).

II.    Платежные системы, в которых оператор платежной системы – кредитная организация одновременно выполняет функции расчетного центра и платежного клирингового центра платежной системы. Операционным центром платежной системы выступает привлеченная организация, не являющаяся кредитной. К числу таких систем относится платежная система Regional Payment System.

III.  Платежные системы, в которых оператор платежной системы – кредитная организация одновременно выполняет функции платежного клирингового центра и операционного центра платежной системы. Функции расчетного центра платежной системы выполняют привлеченные кредитные организации. К чис лу таких систем относится платежная система «Вестерн Юнион».

IV.  Платежные системы, в которых оператор платежной системы – кредитная организация выполняет функцию расчетного центра платежной системы. Функции платежного клирингового центра, операционного центра платежной системы выполняют привлеченные организации, не являющиеся кредитными.

К числу таких систем относятся:

1)      платежная система «Объединенная расчетная система» (привлечены два операционных центра и два платежных клиринговых центра);

2)      платежная система «Золотая Корона» (привлечены один платежный клиринговый центр и один операционный центр).

Согласно схеме II (рисунок I.1.3), функции платежного клирингового центра и операционного центра платежной системы могут выполнять либо оператор платежной системы – организация, не являющаяся кредитной, либо привлеченные организации, не являющиеся кредитными. В качестве расчетного центра платежной системы выступают привлеченные кредитные организации. В частности, по схеме II построены:

I.  Платежные системы, в которых оператор платежной системы – организация, не являющаяся кредитной, одновременно выполняет функции платежного клирингового центра и операционного центра платежной системы. Функции расчетного центра выполняет привлеченная расчетная организация. К числу таких систем относятся:

1)                     платежная система NCC (NATIONAL CREDIT CARDS);

2)                     платежная система HandyBank;

3)                     платежная система «Юнион Кард» (UNION CARD);

4)                     платежная система «Таможенная карта»;

5)                     платежная система «Универсальная электронная карта» (ПС «УЭК»).

II.    Платежные системы, в которых оператор платежной системы – организация, не являющаяся кредитной, выполняет функцию платежного клирингового центра. Функции операционного центра платежной системы выполняет привлеченная иностранная организация, расчетного центра – привлеченная кредитная организация. К числу таких систем относится платежная система «Виза».

III.  Платежные системы, в которых функцию платежного клирингового центра и операционного центра выполняет привлеченная иностранная организация. Расчетным центром является привлеченная кредитная организация. К числу таких систем относится платежная система «МастерКард».

I.2. ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА БАНКА РОССИИ

Развитие платежной системы Банка России в 2012 году осуществлялось в соответствии с Концепцией развития платежной системы Банка России до 2015 года (далее – Концепция), которая предусматривает создание отвечающей современным требованиям единой, универсальной, централизованной на федеральном уровне системы расчетов для проведения срочных и несрочных платежей, дальнейшее совершенствование функциональных возможностей и расширение услуг платежной системы Банка России.

Последние несколько лет развитие платежной системы Банка России определялось расширением спектра сервисов по управлению ликвидностью, взаимодействием с организованными рынками, возможностью управления счетами и дальнейшим развитием электронного документооборота.

I.2.1. Функциональные возможности и предоставляемые платежной системой Банка России услуги

Платежная система Банка России (далее – ПС БР) – сложная организационно-технологическая система, выполняющая ряд функций, направленных на достижение основных установленных законодательством Российской Федерации целей деятельности Банка России, и предоставляющая широкий спектр услуг кредитным организациям и органам государственной власти. ПС БР обладает наименьшими рисками в национальной платежной системе и является основным стабилизирующим элементом платежной инфраструктуры страны.

С целью расширения функциональных возможностей и дальнейшего развития предоставляемых сервисов в 2012 году дальнейшее развитие получила правовая база ПС БР, ее институциональная и техническая инфраструктура, способы и методы управления участием, регламентом и расчетами с использованием современных информационных технологий.

В рамках определения правил ПС БР в соответствии с требованиями Федерального закона № 161-ФЗ и общими правилами осуществления перевода денежных средств, которые установлены Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», для обеспечения функционирования ПС БР издано Положение Банка России от 29.06.2012 № 384-П «О платежной системе Банка России» (далее – Положение № 384-П).

Этим положением определены в том числе критерии участия, приостановления и прекращения участия в ПС БР, применяемые формы безналичных расчетов и порядок осуществления перевода денежных средств в рамках ПС БР, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, а также временной регламент функционирования ПС БР.

Положение № 384-П обеспечивает основу для формирования нормативной базы в соответствии с Концепцией:

1) для федеральной компоненты:

  определены типовые правила функционирования сервиса несрочного перевода для режима поступления и дискретного режима,

  установлен общий регламент функционирования платежной системы Банка России;

2) для единой многосервисной системы расчетов:

  введены понятия «сервис срочного перевода» и «сервис несрочного перевода»,

  установлены критерии участия в платежной системе Банка России.

Со вступлением в силу Положения № 384-П были устранены последние препятствия к применению электронного документооборота на всей территории страны при совершении всех видов расчетных операций в платежной системе Банка России. В ПС БР на всех участках приема к исполнению и исполнения распоряжений внедрен и доминирует электронный документооборот. Создана надежная институциональная основа единого платежного пространства страны, обеспечивающая равный доступ к услугам платежной системы Банка России.

Клиенты Банка России, являющиеся участниками обмена электронными сообщениями, включая самих получателей и банки получателей, получили возможность представления в Банк России любых распоряжений в электронном виде, в том числе инкассовых поручений, платежных требований, платежных ордеров, для исполнения во всех системах расчетов Банка России. Урегулировано осуществление всех действий в электронном виде по получению акцепта платежных требований.

Указанные возможности в части применения инкассовых поручений в электронном виде могут быть использованы инфраструктурными организациями финансовых рынков для завершения расчетов денежными средствами, находящимися на счетах в Банке России, с использованием механизмов «поставка против платежа» и «платеж против платежа», а Банком России – в рамках операций по реализации государственной денежно-кредитной политики.

Дальнейшее развитие получило взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в части электронного документооборота.

Установлен порядок сообщения банком в электронном виде налоговому органу о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, и адвоката, учредившего адвокатский кабинет, а также инвестиционного товарищества использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа[4].

В целях реализации требований Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» планируется предоставить возможность взыскателям денежных средств, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков и являющимся клиентами Банка России, направлять в банки плательщиков через Банк России инкассовые поручения в электронном виде (в том числе инкассовые поручения органов контроля за уплатой страховых взносов).

Также Банком России во исполнение пункта 7 статьи 155 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлен порядок направления таможенным органом в банк решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке в электронном виде[5].

Направление банками информации об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, открытого на основании договора банковского счета, реализовано в Банке России путем маршрутизации сообщений, направленных налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации и Фонду социального страхования, что исключает повторный прием у банков уже сформированной ранее и признанной корректной информации о счетах клиентов в банках.

В ПС БР обеспечивается высокая степень безопасности и операционной надежности. Действует стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения».

В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895, одной из основных составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, включая информационные системы финансово-кредитной и банковской сфер, как уже развернутых, так и создаваемых на территории Российской Федерации. Цель политики безопасности в ПС БР состоит в обеспечении надежного и бесперебойного ее функционирования.

Реализация политики безопасности в ПС БР обеспечивается за счет согласованного применения методологических, технологических, организационных, технических и программных мер и средств защиты на всех этапах подготовки, обработки и хранения информации. В каждой автоматизированной системе, функционирующей в ПС БР, создана подсистема информационной безопасности, которая представляет собой комплекс аппаратно-программных и технических средств, включая регламенты их обслуживания, реализующих требования действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

В рамках повышения надежности и безопасности ПС БР особое внимание в 2012 году уделялось дальнейшей оптимизации технической и технологической архитектуры.

Продолжалась работа по развитию и совершенствованию банковских расчетных технологий ПС БР, по разработке проектов нормативных и иных актов Банка России по вопросам обеспечения функционирования платежной системы Банка России, ее сопровождения, совершенствования ведения нормативно-справочной информации, установления правил осуществления расчетных операций между подразделениями расчетной сети, координации деятельности подразделений платежных систем и расчетов территориальных учреждений Банка России.

Проводимые мероприятия по развитию ПС БР сопровождаются осуществлением комплекса мер, направленных на обеспечение бесперебойного предоставления платежных услуг, их доступности для участников платежной системы, что в значительной степени достигается поддержанием надлежащего уровня работоспособности программно-технической платформы. Банк России проводит работу по повышению надежности используемых в ПС БР программных, вычислительных и телекоммуникационных комплексов и созданию технической инфраструктуры. В частности, Банком России определяются концептуальные основы развития информационнотелекоммуникационной системы (ИТС), обслуживающей в том числе ПС БР, формируются ежегодные планы работ по информатизации и безопасности, предусматривающие замену изношенных компонентов ИТС, а также проводится работа по развитию ИТС для обеспечения принимаемых решений о развитии функционала и структуры ПС БР.

В 2012 году в ходе мероприятий по централизации технической инфраструктуры ПС БР платежная информация стала обрабатываться в Системе коллективной обработки информации для всех территориальных учреждений Банка России, включая регионы Северного Кавказа. Были проведены мероприятия по унификации используемых программно-технических комплексов, а также по их резервированию. Тем самым практически завершился процесс централизации технической инфраструктуры платежной системы и унификации используемых программных комплексов.

В целях перехода на использование в ПС БР единого унифицированного типового программного комплекса обработки учетно-операционной информации (РАБИС-НП) завершены работы по переводу обработки учетно-операционной информации территориальных учреждений Банка России из КЦОИ[6]-2 (г. СанктПетербург) в КЦОИ-МР (г. Москва) и КЦОИ-1 (г. Нижний Новгород). На 01.01.2013 в КЦОИ-МР осуществляется обработка платежной информации Московского региона и 32 территориальных учреждений Банка России, а в КЦОИ-1 – 47 территориальных учреждений Банка России.

В соответствии с приказом Банка России от 27.12.2012 № Р-910 «О вводе в постоянную эксплуатацию аналитической подсистемы автоматизированной системы банковских электронных срочных платежей, доработанной в рамках первого этапа работ по развитию» введена в постоянную эксплуатацию аналитическая подсистема автоматизированной системы банковских электронных срочных платежей (АП АС БЭСП), доработанная в рамках первого этапа работ по ее развитию.

Для обеспечения устойчивости функционирования прикладных транспортных систем проведена модернизация компонентов Транспортной системы электронных расчетов Банка России (ТСЭР) в 19 территориальных учреждениях Банка России.

В целях совершенствования электронного взаимодействия подразделений Банка России с клиентами Банка России модернизирована Унифицированная транспортная среда электронного взаимодействия территориальных учреждений Банка России с клиентами Банка России (СВК) в 19 территориальных учреждениях Банка России. Введена в действие подсистема мониторинга СВК, которая позволяет обеспечить автоматизацию процедур контроля состояния СВК.

В целях обеспечения информационной безопасности платежной системы Банка России продолжена работа по созданию комплексов средств и мер защиты (подсистем информационной безопасности). Для автоматизации процессов обеспечения информационной безопасности коллективных центров обработки информации и, соответственно, увеличения степени контролируемости действий персонала служб информатизации со стороны подразделений безопасности проведены работы по развитию систем обеспечения информационной безопасности КЦОИ.

В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ способы управления рисками в платежной системе определяются оператором платежной системы с учетом особенностей ее организации, модели управления рисками, процедур платежного клиринга и расчета, количества переводов денежных средств и их сумм, времени окончательного расчета. Банком России как оператором платежной системы выбрана модель самостоятельного управления рисками.

В целях организации и координации процессов оценки системы управления рисками в ПС БР в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ в Банке России создан коллегиальный орган по управлению рисками в платежной системе – Комитет по управлению рисками в ПС БР. В его функциональные обязанности и компетенцию входит определение организационной структуры управления рисками в ПС БР, обеспечивающей контроль за выполнением участниками ПС БР установленных правилами этой платежной системы требований к управлению рисками; определение порядка обеспечения бесперебойности функционирования ПС БР в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России; утверждение методики анализа рисков в ПС БР, включая профили рисков, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России и другие вопросы.

Банком России предпринимаются определенные шаги на пути использования российского рубля в качестве средства платежа на международных финансовых рынках и поддержания стабильного курса рубля. В конце 2011 года Банк России заключил соглашение с расчетным банком системы Continuous Linked Settlement (далее – CLS) – CLS Bank, который обслуживает бóльшую часть мировых внебиржевых сделок по обмену иностранной валюты. Цель соглашения – включение рубля в число расчетных валют, которые используются в системе CLS. Исполнение сделок на рынке Forex через CLS Bank позволяет сторонам исключить риск утраты основной суммы и существенно снизить иные риски.

В 2012 году Банк России реализовал два из четырех этапов включения российского рубля в систему CLS: первый – обучающий, второй – этап по изучению платежной системы Банка России на предмет соответствия критериям CLS Bank, ее оценка с точки зрения быстродействия, надежности и функциональности. В целях реализации второго этапа был создан совместный комитет Банка России и CLS Bank и совместные рабочие группы по управлению ликвидностью, по операционной деятельности, по IT. В итоге было предложено продлить регламент системы БЭСП на два часа.

Другим важным начинанием стало предложение по реализации в ПС БР инструмента межбанковского перевода, который соответствовал бы международным стандартам и требованиям системы CLS.

I.2.2. Взаимодействие с Федеральным казначейством и другими федеральными органами исполнительной власти

Платежи, совершаемые Федеральным казначейством как хранителем государственной казны, обеспечивающим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеют важнейшее государственное значение, их объем возрастает с каждым годом, составляя значительную долю платежей, проводимых через ПС БР. Федеральное казначейство и все его территориальные управления являются участниками обмена электронными сообщениями с Банком России.

В 2012 году Федеральному казначейству и его органам в Банке России было открыто 33 840 счетов (в 2011 году – 33 547).

За год Федеральное казначейство и его органы осуществили 185,0 млн. переводов, или 14,7% от общего количества переводов денежных средств, осуществленных через ПС БР (в 2011 году – 197,6 млн. переводов, или 16,6%), на сумму 91,2 трлн. руб., или 7,9% от общего объема переводов, осуществленных через ПС БР (в 2011 году – 71,3 трлн. руб., или 7,8% соответственно).

Федеральное казначейство обеспечивает кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов.

С 1 января 2014 года органы Федерального казначейства приступят к кассовому обслуживанию исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В рамках взаимодействия Банка России с федеральными органами исполнительной власти и операторами по переводу денежных средств реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности, прозрачности и удобства проведения государственных платежей.

Взаимодействие Федерального казначейства и Банка России по вопросам организации и осуществления перевода денежных средств через ПС БР развивается по следующим направлениям.

1.   Совершенствование методологии и организации обслуживания открытых в Банке России бюджетных счетов Федерального казначейства, в том числе в рамках реформирования системы бюджетных платежей. Банком России осуществлялась совместная с Федеральным казначейством работа при подготовке проекта концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года в рамках реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Во взаимодействии с Федеральным казначейством в 2012 году осуществлялись работы по подготовке рекомендуемых форм договоров банковского счета, заключаемых Банком России с органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов организаций.

2.   Содействие внедрению современных технологий и электронных средств платежа при совершении платежей Федеральным казначейством и его территориальными органами.

Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 29.01.2010 № 2390-У «О порядке перечисления неиспользованных остатков денежных средств федерального бюджета» предоставляет территориальным органам Федерального казначейства сервис по программному перечислению неиспользованных остатков денежных средств, образовавшихся на счетах управлений Федерального казначейства. В связи с изменениями в организационной структуре Федерального казначейства внесены изменения в перечень органов Федерального казначейства, задействованных в программном перечислении неиспользованных остатков денежных средств[7].

В целях сокращения издержек, увеличения прозрачности и ускорения доведения денежных средств до получателей на протяжении последних лет проводится последовательная методологическая работа по расширению использования электронных средств платежа, внедрению современных платежных технологий и инструментов, в частности по применению платежных карт при расчетах, совершаемых органами Федерального казначейства.

Почти все внутрирегиональные и межрегиональные платежи, совершаемые органами Федерального казначейства, осуществляются по каналам связи и на магнитных носителях.

Почти половина платежей, совершаемых Федеральным казначейством и его территориальными органами через платежную систему Банка России, осуществляется через систему валовых расчетов в режиме реального времени (система БЭСП).

Органы Федерального казначейства осуществляют платежи через систему БЭСП на регулярной основе с 1 декабря 2009 года. С каждым годом количество и объем таких платежей увеличиваются. Если в 2009 году было совершено всего 2,5 тыс. операций на сумму 1,5 трлн. руб., то в 2012 году – уже 51 тыс. операций на сумму 28 трлн. рублей. Всего за 2009–2012 годы совершено 136 тыс. операций на сумму 72 трлн. рублей.

Внедрение порядка перечисления не использованного на конец операционного дня остатка денежных средств федерального бюджета со счетов управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации – участников системы БЭСП на счет по учету средств федерального бюджета Федерального казначейства позволило существенно повысить концентрацию средств на едином счете федерального бюджета и сократить среднедневной неиспользованный остаток денежных средств на счетах территориальных органов Федерального казначейства, а также создать основу для разработки механизма эффективного управления средствами федерального бюджета.

В настоящее время Федеральное казначейство управляет свободными остатками средств федерального бюджета в целях получения дополнительного дохода за счет их размещения на банковских депозитах в кредитных организациях.

I.2.3. количественные и качественные характеристики функционирования платежной системы Банка России


В 2012 году через ПС БР было осуществлено 1259,0 млн. переводов денежных средств на сумму 1150,5 трлн. руб., прирост по сравнению с 2011 годом составил 6,0% по количеству и 25,6% по объему. Отношение объема переводов денежных средств, совершенных через ПС БР, к объему ВВП в 2012 году составило 18,5 (в 2011 году – 16,8). Среднедневное количество переводов денежных средств, осуществленных через ПС БР, увеличилось в 2012 году до 5,1 млн. единиц (в 2011 году – 4,8 млн. единиц).

Динамика количества и объема переводов денежных средств, осуществленных через ПС БР, демонстрирует долгосрочную тенденцию к росту платежного оборота и использования предоставляемых Банком России услуг для удовлетворения трансакционного спроса, прежде всего кредитных организаций.

Количество обслуживаемых клиентов Банка России – кредитных организаций (филиалов) на 01.01.2013 составило 2909 (на 01.01.2012 – 3047). Снижение этого показателя, как и в предыдущие годы, является результатом продолжающегося процесса оптимизации структур кредитных организаций (филиалов), в том числе их преобразования во внутренние структурные подразделения кредитных организаций.

Количество и объем переводов, осуществленных кредитными организациями (филиалами) через ПС БР, увеличились по сравнению с 2011 годом на 6,3 и 24,6% соответственно, составив 1068,0 млн. единиц на сумму 879,7 трлн. рублей. Доля переводов кредитных организаций (филиалов), как и в 2011 году, доминировала в общем количестве и объеме переводов денежных средств, осуществленных через ПС БР (84,8% по количеству и 76,4% по объему). Среднедневное количество переводов кредитных организаций (филиалов), осуществленных через ПС БР, возросло с 4,1 млн. единиц в 2011 году до 4,3 млн. единиц в 2012 году.

Количество обслуживаемых Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентов, не являющихся кредитными организациями (филиалами), в течение года сократилось на 37,7% (с 9584 до 5971). Это стало следствием реализации требований Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в части обслуживания органами Федерального казначейства и финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также было обусловлено совершенствованием порядка обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На долю этих клиентов в 2012 году приходилось 15,1% от общего количества и 8,2% от общего объема осуществленных через платежную систему Банка России переводов денежных средств.

Доля переводов по собственным операциям Банка России в 2012 году составила 0,1% от общего количества и 15,4% от общего объема осуществленных через ПС БР переводов денежных средств.

На начало 2013 года количество участников системы БЭСП составило 2894, из них:

        ОУР – 82 (2,8% от общего числа участников систе-мы БЭСП), из них 76 ГРКЦ и 6 подразделений расчетной сети Банка России, включая ОПЕРУ-1 Банка России;

 


        ПУР – 511 (17,7% от общего числа участников системы БЭСП), из них 196 кредитных организаций, 314 филиалов кредитных организаций и одна организация, не являющаяся кредитной (ГК «Агентство по страхованию вкладов»);

АУР – 2301 (79,5% от общего числа участников системы БЭСП), из них 729 кредитных организаций, 1488 филиалов кредитных организаций и 83 организации, не являющиеся кредитными организациями (в том числе 82 – Федеральное казначейство Российской Федерации и его территориальные органы), один доверительный управляющий и одно структурное подразделение центрального аппарата Банка России.

В 2012 году при осуществлении переводов денежных средств через ПС БР более активно, чем в предыдущем году, использовалась система БЭСП. Это обусловило увеличение их доли в общем объеме осуществленных через ПС БР переводов до 38,9% (в 2011 году – 24,3%).

За год через систему БЭСП было осуществлено 1188,8 тыс. переводов на сумму 447,3 трлн. руб., что почти в два раза превысило их количество и объем в предыдущем году – 626,1 тыс. переводов на сумму 222,8 трлн. рублей. В структуре переводов денежных средств, осуществленных через систему БЭСП, доля переводов кредитных организаций (филиалов) оставалась, как и в 2011 году, наибольшей – 95,5% по количеству и 60,4% по объему.


Переводы денежных средств на сумму свыше 1 млн. руб., осуществленные через систему БЭСП, составили 85,76% от общего количества и 99,98% от общей суммы.

В 2012 году с использованием систем ВЭР было осуществлено 923,4 млн. переводов на сумму 599,2 трлн. руб. (в 2011 году – 898,7 млн. переводов на сумму 600,6 трлн. руб.), или 73,4 и 52,1% от общего количества и объема переводов, осуществленных через платежную систему Банка России (в 2011 году – 75,7 и 65,6% соответственно).

С использованием системы МЭР осуществлено 333,9 млн. переводов на сумму 103,5 трлн. руб. (в 2011 году – 287,6 млн. переводов на сумму 92,4 трлн. руб.), или 26,5 и 9,0% от общего количества и объема переводов, осуществленных через платежную систему Банка России (в 2011 году – 24,2 и 10,1% соответственно).

Удельный вес переводов денежных средств через системы расчетов с применением авизо составляет менее 0,1% как по количеству, так и по объему.

Несмотря на широкий спектр услуг, предоставляемых клиентам в платежной системе Банка России, и ее оценку как эффективной, платежная система Банка России, как и любая другая система, продолжает совершенствоваться с учетом возрастающих потребностей участников системы и развивающейся мировой финансовой системы.

Банк России стремится повысить эффективность своей платежной системы за счет улучшения качества предоставляемых услуг, повышения быстродействия как при проведении платежей, так и при выполнении запросов и управляющих воздействий, а также за счет снижения в ней кредитного риска, риска ликвидности, операционного, правового и системного рисков.

 

[1] Реестр операторов платежных систем размещается в разделе «Платежная система России» на официальном сайте Банка России.

[2] Указание Банка России от 31.05.2012 № 2824-У «Об отчетности по платежным системам операторов платежных систем».

[3] На основании части 11 статьи 16, а также части 7 статьи 38 Федерального закона № 161-ФЗ до 1 июля 2014 года в качестве платежного клирингового центра может выступать иностранная организация.

[4] См.: Положение Банка России от 28.04.2012 № 377-П «О порядке сообщения банком налоговому органу в электронном виде о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа».

[5] См.: Положение Банка России от 30.11.2012 № 390-П «О порядке направления таможенным органом в банк решения таможенного органа в электронном виде».

[6] КЦОИ – коллективный центр обработки информации.

[7] См.: Указание Банка России от 28.04.2012 № 2812-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 29.01.2010 № 2390-У “О порядке перечисления неиспользованных остатков денежных средств федерального бюджета”».