ОБЗОРНАЯ УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ
Автор доц. Рудакова О.С.
Дисциплина «Банковские электронные услуги» относится к циклу специальных дисциплин при подготовке экономистов, специализирующихся в области банковского дела и бухгалтерского учета и аудита. Изучение дисциплины формирует знания по основным видам деятельности квалификационной характеристики специальностей 060400, 060500. Программа дисциплины разработана с ориентацией на существующую структуру банковской системы Российской Федерации с учетом перспектив ее развития, а также теории и практики зарубежного опыта.
В соответствии с учебными планами дисциплина «Банковские электронные услуги» изучается на V курсе студентами специальности «Финансы и кредит» (060400) специализации «Банковское дело» и специальности «Бухгалтерский учет и аудит» (060500) специализации «Бухгалтерский учет и аудит в банках».
Изучение курса «Банковские электронные услуги» предусматривает проведение лекций (16 часов), практических занятий (4 часа), лабораторных занятий (4 часа) и выполнение аудиторной работы (4 часа) в течение одного семестра и завершается сдачей зачета.
Каждый студент обеспечивается комплектом методических материалов:
1.Банковские электронные услуги. Программа. Перечень контрольных вопросов. Методические указания по выполнению аудиторной работы./ ВЗФЭИ. -М.: Экономическое образование, 1998 г.
2.Учебное пособие «Банковские электронные услуги», автор Рудакова О.С., М.:ЮНИТИ, 1997 г.
3.Практикум «Банковские электронные услуги», авторы Рудакова О.С., Рудаков И.В., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.
Проработка этих материалов позволит овладеть основами дисциплины в рамках представленной учебной программы. Для более глубокого изучения отдельных вопросов рекомендуется использовать дополнительную литературу и нормативные источники, специализированные журналы, актуальную информацию по вопросам изучаемой дисциплины, размещаемую в сети INTERNET
. Лекционный курс включает 16 часов.
Остановимся на особенностях изучения материала по отдельным темам программы дисциплины "Банковские электронные услуги».
Тема №1. «Введение в банковские электронные услуги» – 2 часа.
На первой лекции целесообразно остановиться на целях и задачах изучения дисциплины, ознакомится со структурой курса. В первой теме предусматривается краткий анализ истории возникновения банковских электронных услуг, их эволюции и перспектив развития. При анализе перспективных информационных и банковских технологий желательно использовать актуальную информацию из специальных журналов. («Банковские технологии», «Банки и технологии» и др.).
Тема №2. «Информационное, техническое и программное обеспечение банковских электронных систем» – 6 часов. При изучении темы целесообразно остановиться на следующих вопросах:
1.Требования, предъявляемые к банковским электронным системам.
2.Информационное обеспечение банковских электронных систем.
3.Техническое обеспечение банковских электронных систем.
4.Программное обеспечение банковских электронных систем.
При рассмотрении первого вопроса темы необходимо заострить внимание студентов на главном требовании: «Архитектура банковской электронной системы должна выбираться таким образом, чтобы минимизировать вероятность нарушения штатного режима работы системы при сознательных или случайных некорректных действиях пользователя.» При анализе требований обязательно необходимо ссылаться на конкретные примеры. Особо необходимо остановиться на характеристики надежности системы, показать ее влияние на конкурентную позицию банка, раскрыть сущность рекомендаций по повышению надежности банковских электронных систем, подчеркнуть важность использования методов математического моделирования для предварительной оценки жизнеспособности системы.
При изложении второго вопроса темы необходимо привести определение информационного обеспечения, показать его структуру и, в первую очередь, ввести понятие информационной модели, показать форму ее представления, определить исходные данные, необходимые для ее разработки. Более подробно необходимо остановиться на понятии базы данных, СУБД, показать основных пользователей баз данных, проанализировать модели представления данных в базе, подчеркнуть недостатки СУБД, используемых на персональных ЭВМ.
Изучение третьего вопроса темы следует начать с анализа поколений автоматизированных банковских систем, изучения параметров, влияющих на выбор платформы для создаваемой автоматизированной банковской системы. Далее достаточно обще разобрать виды ЭВМ, используемые в банковской практике (персональные ЭВМ, рабочие станции, системы main frame), показывая роль и область использования того или иного вида ЭВМ в банке, привести примеры ведущих фирм-производителей каждого класса вычислительной техники, локальные и глобальные вычислительные сети, типы линий связи. Здесь же уместно остановиться на целях и задачах создания единой телекоммуникационной банковской сети (ЕТКБС).
При рассмотрении четвертого вопроса темы необходимо показать структуру программного обеспечения (ПО) (системное ПО, инструментальное ПО и прикладное ПО), дать краткую характеристику каждой из компонент, конкретизируя какие именно виды ПО используются в современной банковской практике. При анализе операционных систем необходимо остановиться на режимах работы вычислительных систем, иллюстрируя этот материал примерами.
Тема №3. «Розничные» банковские электронные услуги». – 4 часа.
При изучении материала необходимо остановиться на следующих вопросах:
1. Банковская карта как инструмент расчетов и кредитования.
2. Банкомат – элемент электронной системы платежей.
3. Электронные системы расчетов в торговых точках.
4. Обслуживание клиентов на дому.
Частично материал темы («Кредитные карты») выносится на практическое занятие. Студенты должны самостоятельно изучить этот материал в учебном пособии (п.3.1.6) и практикуме (раздел 1). Наиболее объемным в теме является первый вопрос. Изучение материала можно начать с определения пластиковой карты, подчеркнув, что на любой карте независимо от степени ее совершенства в том или ином виде хранится определенный объем информации, используемый затем в различных прикладных программах. Далее необходимо проанализировать классификацию карт, рассмотреть сравнительную характеристику магнитных и смарт-карт, подчеркнув и аргументировано доказав повышенную защищенность смарт-карт. Однако необходимо показать и недостатки смарт-карт, в том числе существующие риски их применения. Следует подробно проанализировать технологические схемы обработки магнитной и смарт-карты, подчеркнув их сходство и принципиальные различия, проанализировать возникающие риски. Закончить рассмотрение этого вопроса темы необходимо анализом возможных мошенничеств при использовании банковских карт. Для подготовки этого вопроса можно использовать литературу из списка [3,13].
При рассмотрении второго вопроса темы необходимо заострить внимание на определении банкомата как устройства, предназначенного для обслуживания клиентов в отсутствии банковского персонала, изучить функции банкомата, режимы подключения.
Третий вопрос теме посвящен электронным системам расчетов в торговых точках. Внимание необходимо заострить на главной отличительной черте этой услуги: деньги со счета покупателя на счет продавца перечисляются в момент оплаты покупки без использования бумажного носителя. При анализе услуги home banking (обслуживание клиентов на дому) следует подчеркнуть разнообразие устройств, используемых у клиентов, оценить преимущества использования сети Internet.
Тема №4. «Электронные системы межбанковских операций» – 2 часа.
Частично материал темы «Макроэкономические, микроэкономические и технические основы системы SWIFT» выносится на практическое занятие. Студенты самостоятельно изучают материал по учебному пособию (раздел 4.2). На лекции целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
1.Системы электронной почты.
2.Специализированные сети телекоммуникаций.
3.Электронные системы межбанковских расчетов за рубежом.
Тема №5. «Проблемы безопасности банковских электронных систем». – 2 часа.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть важность защиты банковской информации на современном этапе, изучить особенности компьютерных краж. В лекции следует остановиться на следующих вопросах:
1. Виды и приемы организации защиты информации в банковских электронных системах.
2. Классификация угроз безопасности.
3. Наиболее популярные угрозы безопасности.
Излагая материал необходимо подчеркнуть, что абсолютной защиты не существует, однако риск необходимо свести к минимуму.
Практические занятия по дисциплине можно проводить в компьютерном классе с использованием электронного учебника «Банковские электронные услуги» или КОПРОв. При работе с электронным учебником необходимо выполнить контрольные задания к разделам 3 и 4. Преподаватель индивидуально контролирует ответы студентов, разбирает ошибки. Если возможности компьютерного класса не позволяют использовать соответствующее программное обеспечение, то практические занятия можно провести в аудитории. В этом случае можно рекомендовать использование заданий из первого раздела практикума, где представлены контрольные задания: тесты, теоретические вопросы и задачи. Ниже приводится один из вариантов решения задачи.
Задача. Оцените прибыльность операций с кредитными картами двух банков А и В, если известно, что банк А эмитировал 300 карт с кредитным лимитом 4.000$ и 50 «золотых» карт с лимитом 20.000$. Годовая плата за карты составляет 25$ и 50$ соответственно. Процент за пользование кредитом составляет 25% в год. Льготный период - 30 дней. В среднем каждый клиент пользовался кредитом в течение 330 дней, при этом сумма кредита составляла 2.000$ по обычной карте и 10.000$ по «золотой». Оборот по картам составил 12.000.000$. Плата за кредитные ресурсы составляет 7% это 32% всех расходов, связанных с картами. Для банка В эти же показатели следующие: 250 карт по 3.000$ и 40 с лимитом 15.000$. Годовая плата 20$ и 50$. Процент за пользование кредитом составляет 24% в год. Льготный период - 25 дней. В среднем каждый клиент пользовался кредитом в течение 325 дней, при этом сумма кредита составляла 1.800$ по обычной карте и 8.000$ по «золотой». Оборот по картам составил 10.000.000$. Плата за кредитные ресурсы составляет 7.5%, это 35% всех расходов банка, связанных с картами. Плату за информационный обмен рассчитывать исходя из 1.5%.
Чтобы определить прибыльность операций, надо сначала определить прибыль от операций. Прибыль есть разница между доходами и расходами. Доходы складываются из платы за информационный обмен, ежегодной платы за карты и процентов, получаемых за предоставленный по картам кредит. Расходы - это процент за кредитные ресурсы, который нам предстоит определить и прочие расходы, выраженные в определенной пропорции к плате за кредитные ресурсы.
Определим доходы.
Плата за информационный обмен исчисляется от оборота по карточкам, т.е. равна обороту по карточкам умноженному на процент комиссионных за информационный обмен.
Ежегодная плата равна количеству эмитированных карточек, умноженному на годовую плату за соответствующую карточку. Исчисляется для каждого вида карточек отдельно, поскольку годовая плата по ним разная.
Процентный доход по предоставленным кредитам исчисляется по формуле:
Ср. объем кред. портф. * %% по кредиту * время пользов. (дни)
доход по кредитам = —————————————————————
Базовый год (дни)
Средний объем кредитного портфеля получается как сумма кредитов, предоставленных по обычным и золотым карточкам. Т.е.
Ср. объем кред. портф. = (Кол-во обычн. карт * Ср. кредит по обычн. карте + Кол-во «золотых» карт * Ср. кредит по «золотой» карте).
Время пользования кредита для целей исчисления процентов равно времени, которое клиент пользовался кредитом за вычетом льготного периода, поскольку в льготный период проценты не начисляются.
Базовый год равен 360 дням.
Теперь перейдем к расходам. Точнее к плате за кредитные ресурсы. Рассмотрим несколько вариантов.
Вариант А (перестраховочный). Предполагается, что банк эмитировал все свои карточки утром 1 января и тут же привлекся на сумму лимита по эмитированным карточкам на целый год. В этом случае проценты за пользование будут исчисляться по формуле:
Общий лимит по картам * % по кредитным ресурсам * базовый год (дни)
базовый год (дни)
При этом
Общий лимит по картам = (Кол-во обычных карт * лимит по обычной карте +кол-во «золотых» карт * лимит по «золотой» карте)
Вариант Б (фантастический). Предполагается, что банк привлекся на сумму лимита по эмитированным карточкам, но не на весь год, а на время, которое клиенты пользовались кредитом (для банка А - это 330 дней). Льготный период здесь не вычитается, т.к. на рынке кредитных ресурсов не применяется. Фантастичность заключается в расчете времени, которое клиенты будут пользоваться кредитом. В этом случае проценты за пользование кредитом будут рассчитываться по формуле:
Общ. лим. по картам * % по кред.рес. * Ср. время предоставл. клиентам
кредита (дни )
______________________________________________________________
базовый год (дни)
Вариант В (оптимальный). Предполагается, что банк привлекается не на сумму лимита эмитированных карт, а на сумму среднего кредитного портфеля по этим картам. Причем привлекается на время пользования клиентами кредитными ресурсами. Это означает, что банк ежедневно кредитуется на межбанковском рынке на сумму реально выбранного клиентами кредита. В условиях ликвидного рынка достаточно нормальный вариант. В этом случае проценты за пользование кредитом будут рассчитываться по формуле:
Ср. объем кред. портф.*% по кред.рес.*Ср.время пред. клиентам кредита
(дни)
____________________________________________________________
базовый год (дни)
Вариант Г (рекомендуемый). Как и в предыдущем случае, банк привлекается на сумму среднего кредитного портфеля по эмитированным картам, но на весь год. При хорошо поставленной аналитической службе не составляет особого труда оценить средний объем кредитного портфеля по пластиковым карточкам. А для уменьшения риска банка целесообразно привлечь указанную сумму сразу на год, а небольшие «всплески» покрывать ежедневно на межбанковском рынке. В этом случае проценты за пользование кредитом будут рассчитываться по формуле:
Ср. объем кред. портф. * % по кред.рес. * базовый год (дни)
____________________________________________________
базовый год (дни)
Общие расходы во всех четырех случаях будут рассчитываться исходя из расходов по кредитным ресурсам делением суммы расходов по кредитным ресурсам на их долю в общей сумме расходов.
Прибыльность будем определять как отношение прибыли к общему лимиту по карточкам и к среднему кредитному портфелю (два варианта). Следует заметить, что для вариантов А и Б наиболее корректной будет прибыльность по отношению к лимиту по карточкам, а для вариантов В и Г - прибыльность по отношению к среднему кредитному портфелю, т.к. прибыльность обычно вычисляется по отношению к величине вложенных средств.
В заключение хочется отметить, что как бы мы ни считали, прибыльность банка В всегда выше, чем прибыльность банка А. Результаты расчетов приведены в таблице.
ПОКАЗАТЕЛЬ Банк А Банк В
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Количество обычных карт 300 250
Лимит обычной карты $ 4,000 $ 3,000
Годовая плата за обычную карту $ 25 $ 20
Средняя сумма кредита по обычной карте $ 2,000 $ 1,800
Количество "золотых" карт 50 40
Лимит "золотой" карты $ 20,000 $ 15,000
Годовая плата за "золотую" карту $ 50 $ 50
Средняя сумма кредита по "золотой" карте $10,000 $8,000
Процент за пользование кредитом 25.00% 24.00%
Льготный период(дней) 30 25
Среднее время пользования кредитом (дней) 330 325
База, дней 360 360
Оборот по картам $ 12,000,000 $ 10,000,000
Плата за информационный обмен 1.50% 1.50%
Плата за кредитные ресурсы 7.00% 7.50%
Доля платы за кредитные ресурсы в общей сумме 32% 35%
расходов по картам
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Общий лимит по эмитированным картам $ 2,200,000 $ 1,350,000
Общий кредитный портфель по картам $1,100,000 $770,000
Дни, за которые начисляются %% по кредиту 300 300
ДОХОДЫ
Плата за информационный обмен $180,000 $150,000
Годовая плата за обычные карты $7,500 $ 5,000
Годовая плата за "золотые" карты $2,500 $2,000
%% по кредиту $229,167 $154,000
ИТОГО ДОХОДЫ $419,167 $311,000
Плата за кредитные ресурсы
Вариант А(перестраховочный) $154,000 $101,250
Вариант Б (фантастический) $141,167 $91,406
Вариант В (оптимальный) $70,583 $52,135
Вариант Г (рекомендуемый) $77,000 $57,750
РАСХОДЫ
Вариант А (перестраховочный) $481,250 $ 289,286
Вариант Б (фантастический) $441,146 $261,161
Вариант В (оптимальный) $ 220,573 $ 148,958
Вариант Г (рекомендуемый) $ 240,625 $ 165,000
ПРИБЫЛЬ
Вариант А (перестраховочный) $62,083 $21,714
Вариант Б (фантастический) $ 21,979 $49,839
Вариант В (оптимальный) $ 198,594 $ 162,042
Вариант Г (рекомендуемый) $ 178,542 $ 146,000
ПРИБЫЛЬНОСТЬ к лимиту по картам
Вариант А (перестраховочный) нет 1.61%
Вариант Б (фантастический) нет 3.69%
Вариант В (оптимальный) 9.03% 12.00%
Вариант Г (рекомендуемый) 8.12% 10.81%
ПРИБЫЛЬНОСТЬ к кредитному портфелю
Вариант А (перестраховочный) нет 2.82%
Вариант Б (фантастический) нет 6.47%
Вариант В (оптимальный) 18.05% 21.04%
Вариант Г (рекомендуемый) 16.23% 18.96%
При изучении кредитных карт необходимо заострить внимание на том, что классические кредитные карты не имеют обеспечения (гарантией возврата кредита служит только «доброе имя» клиента), поэтому кредит имеет повышенный риск.
В качестве контрольных вопросов для практического занятия по теме «Макроэкономические, микроэкономические и технические основы системы SWIFT» можно использовать следующие:
1.С какой целью была создана система SWIFT?
а)организация электронных расчетов в мировом масштабе;
б)организация высокоскоростного обмена банковской информацией при высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа;
в)организация передачи банковской информации с использованием стандартизированных сообщений;
г)переход к безбумажной технологии обработки информации.
2.Какой банк может стать членом SWIFT?
а)любой банк, который обязуется выполнять устав организации;
б)любой банк, который готов приобрести не менее 20 акций компании;
в)любой банк, который в соответствии с законодательством своей страны имеет право на проведение международных банковских операций;
г)любой банк, который имеет на менее 10 филиалов или отделений, в том числе за рубежом.
3.Как организована защита информации в сети SWIFT? Приведите примеры административных, криптографических и программно-технических мер защиты. Укажите не менее двух наименований в каждой позиции.
4.Продолжите предложение: «На сегодняшний день в сети SWIFT используются:
а)70 категорий и 130 типов сообщений;
б)11 категорий, охватывающие 130 типов сообщений;
в)130 категорий сообщений, объединенные в 11 типов.
5.От чего зависит стоимость передаваемого по SWIFT сообщения:
а)от дальности (страны получателя);
б)от срочности;
в)от передаваемой суммы;
г)от категории сообщения;
д)от типа сообщения;
е)от характера сообщения (внутри страны или внешнее).
6.Что такое SWIFT-RUR?
а)название пункта доступа к сети, организованного в Москве;
б)наименование наиболее популярного интерфейса SWIFT, разработанного для применения в России;
в)наименование регионального процессора, через который подключаются к сети отечественные банки;
г) «Рекомендации по формированию рублевых сообщений», изданные сообществом.
7.Каким образом передается сообщение SWIFT?
а)терминал – пункт доступа – региональный процессор- слайс-процессор - региональный процессор- пункт доступа- терминал;
б) терминал – пункт доступа – региональный процессор- слайс-процессор - процессор управления системой - региональный процессор- пункт доступа- терминал;
в)терминал-пункт доступа- региональный процессор - слайс-процессор -пункт доступа – терминал;
г)терминал – пункт доступа – региональный процессор – слайс процессор - региональный процессор- пункт доступа терминал (для внешних сообщений) и терминал – пункт доступа – региональный процессор –пункт доступа- терминал (для внутренних сообщений) .
Для проведения лабораторной работы на кафедре “Банковские технологии” необходимо взять ППП GPSSPC. Задание на лабораторную работу, цель и порядок проведения представлены в практикуме по дисциплине (раздел 2). Однако хотелось бы остановиться на некоторых вопросах, которые не нашли отражения в практикуме и касаются технологии проведения работы.
Для размещения ППП GPSSPC на диске необходимо создать отдельную папку (директорию). ППП может работать как под управлением DOS, так и WINDOWS. В случае запуска из WINDOWS необходимо перейти в полноэкранный режим. Первое и второе задания лабораторной работы выполняются независимо, т.е. каждый раз необходимо заново входить в систему. Выход из ППП происходит при наборе ключевого слова END, подтверждение выхода осуществляется нажатием клавиши пробел ([SPACE]). На эту особенность ППП следует обратить внимание, иначе возможны ошибки при выполнении второго задания (новая модель будет дописана к модели первого задания, и результаты моделирования будут неверными). Текст модели набирается без комментариев, но обязательно следует его сохранить на диске. Для сохранения информации студент должен набрать команду SAVE, нажать клавишу пробел, ввести имя файла, знак точка и расширение GPS. Это имя студент запоминает, так как при необходимости текст может быть загружен с диска с помощью команды: @имя файла.
При создании микроокон комментарии обязательно нужно вводить, так как они отображаются в окне и позволяют идентифицировать результаты моделирования. Текст надписи студенты могут формировать самостоятельно, в практикуме приведен вариант надписей. Для того, чтобы просмотреть текст введенной модели необходимо использовать команду DIS. Если изображение экрана по каким-либо причинам изменилось, то для восстановления его следует использовать эту команду. При выполнении задания 1 перед шагом 15 (после просмотра модифицированной модели) необходимо нажать клавиши Alt+F (вернуться к окну устройств). В противном случае статистика в микроокнах собраться не будет, будут показаны значения 0. Если при моделировании во всех трех окнах получились значения 0, следует повторить эксперимент еще раз. В том случае если процесс моделирования завершается штатно в нижней строке экрана появится надпись Simulation Complete и раздастся звуковой сигнал. Если в модели будет ошибка, то произойдет аварийное завершение. В этом случае нужно набрать команду DIS и проанализировать текст модели, сверив его с текстом в практикуме. Наиболее часто встречаются следующие ошибки (задание №2):
210 и 270 строки - TRANSIT (должно использоваться одинаковое имя);
230 и 300 строки - метка AGAIN;
230 и 290 строки – метка OCCUPIED;
300 строка перед меткой AGAIN вводится знак запятой.
При выполнении задания №2 на 7 шаге при создании микроокна следует набрать следующий текст:
MI 1,ST$SETS ; TIME
По результатам выполнения лабораторной работы каждый студент должен подготовить отчет и защитить его. Требования к отчету приведены в практикуме. При защите студенты должны уметь дать ответы на поставленные преподавателем вопросы по тексту отчета и представленным результатам. Дать рекомендации по организации предоставления соответствующих электронных услуг.
Аудиторная работа рассчитана на 4 часа. Каждый студент получает индивидуальное задание, которое включает теоретический вопрос и задачу по оценке прибыльности операций с кредитными картами. Варианты вопросов и задач приведены в практикуме (раздел 1), конкретные значения в задачах можно задавать самостоятельно. При оценке результатов аудиторной работы обратить внимание на точность вычислений, а в теоретических вопросах на наличие собственной точки зрения на анализируемую проблему, обоснованность положений. Аудиторная работа завершается собеседованием.
Экзаменационной зачет проводится по билетам. Каждый билет содержит два теоретических вопроса.