Глава 3. Оценка деятельности
наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения
3.1. Оценка деятельности наблюдаемых организаций и
связанных с ними объектов наблюдения (далее - оценка) осуществляется Банком
России в отношении ЗПС.
3.2. Банк России осуществляет оценку ЗПС с
периодичностью не реже одного раза в два года и проводит ее в срок, не
превышающий три месяца с даты начала Банком России оценки.
3.3. Банк России за три месяца до дня начала оценки
ЗПС информирует оператора ЗПС о дате начала оценки ЗПС и одновременно предлагает
самостоятельно провести предварительную оценку (далее - самостоятельная оценка)
и направить ее результаты в Банк России.
3.4. Банк России при оценке ЗПС взаимодействует с
наблюдаемыми организациями, обеспечивающими функционирование ЗПС, в соответствии
с
пунктом 2.2
настоящего Положения.
3.5. Банк России определяет степень соответствия
деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними ЗПС рекомендациям Банка
России, к которым относятся собственные рекомендации Банка России, а также
рекомендации по использованию стандартов или лучшей мировой и отечественной
практики (далее - рекомендации для ЗПС).
3.6. Банк России при оценке ЗПС осуществляет:
отбор и анализ информации о наблюдаемых организациях,
обеспечивающих функционирование ЗПС, полученной в ходе мониторинга, в целях
оценки ЗПС;
сопоставление результатов самостоятельной оценки
оператора ЗПС (при ее наличии) с информацией о наблюдаемых организациях,
обеспечивающих функционирование ЗПС, полученной в ходе мониторинга;
выявление фактов, препятствующих проведению оценки
ЗПС;
проведение оценки степени соответствия
(несоответствия) организации и функционирования ЗПС рекомендациям для ЗПС на
основании методик оценки;
подготовку выводов о соответствии (несоответствии)
организации и функционирования ЗПС рекомендациям для ЗПС;
выявление наилучшей практики в области платежных
систем;
определение недостатков (негативных факторов) в
деятельности наблюдаемых организаций, обеспечивающих функционирование ЗПС, а
также в организации и функционировании ЗПС, которые могут привести к
неблагоприятным последствиям с учетом размера причиняемого ущерба.
3.7. По результатам оценки ЗПС Банк России формирует
отчет об оценке ЗПС, который включает в себя информацию о результатах оценки
ЗПС, материалы оценки ЗПС, предложения по изменению деятельности оцениваемых
наблюдаемых организаций (далее - предложения по изменению).
Разработка предложений по изменению проводится в
случае выявления в ходе оценки ЗПС недостатков (негативных факторов) в
деятельности наблюдаемых организаций, обеспечивающих функционирование ЗПС, а
также в организации и функционировании ЗПС, которые могут привести к
неблагоприятным последствиям с учетом размера причиняемого ущерба.
В отчет об оценке ЗПС может включаться информация,
отражающая бизнес-модель наблюдаемых организаций, обеспечивающих
функционирование ЗПС; информация об их организационной структуре; о способах и
методах, используемых для обеспечения выполнения рекомендаций для ЗПС; другая
информация, характеризующая деятельность наблюдаемых организаций и
функционирование ЗПС.
3.8. Банк России для проведения оценки ЗПС
разрабатывает методики оценки на основании стандартов или лучшей мировой и
отечественной практики.
3.9. Банк России опубликовывает методики оценки и
рекомендации для ЗПС в официальном издании Банка России "Вестнике Банка России"
и размещает их на официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.10. Для оценки ЗПС в методиках оценки
устанавливаются оценочные критерии.
3.10.1. Оценочные критерии представляют собой набор
специализированных вопросов для оператора и других наблюдаемых организаций,
обеспечивающих функционирование ЗПС, ответы на которые оцениваются на
соответствие (несоответствие) рекомендациям для ЗПС.
3.10.2. Оценочные критерии группируются по отдельным
направлениям функционирования ЗПС, в том числе:
общей организации ЗПС;
управления рисками и обеспечения бесперебойного
функционирования ЗПС;
защиты информации при осуществлении переводов денежных
средств;
порядка осуществления переводов денежных средств;
раскрытия правил и информации, необходимой для
определения участниками ЗПС возможной подверженности их рискам в связи с
участием в ЗПС;
эффективности и результативности ЗПС в целях
удовлетворения потребностей участников ЗПС и рынков, которые она обслуживает.
3.11. В методиках оценки могут быть предусмотрены
условия, при которых оценка ЗПС проводится по всем или отдельным направлениям
функционирования ЗПС.
3.12. Методики оценки ЗПС учитывают особенности,
связанные с системной или с социальной значимостью платежных систем и со
спецификой их функционирования.
3.13. Банк России определяет
степень соответствия ЗПС рекомендациям для ЗПС на основании следующей шкалы
соответствия (если иной порядок не определен методиками оценки):
полное соответствие: рекомендации для ЗПС соблюдены в
полной мере;
соответствие: несущественные (незначительные)
отклонения в соблюдении рекомендаций для ЗПС, не способные оказать негативное
воздействие на организацию и функционирование ЗПС;
частичное соответствие: значительные отклонения в
соблюдении рекомендаций для ЗПС, способные оказать негативное воздействие на
организацию и функционирование ЗПС, но которые возможно устранить в кратчайшие
сроки;
несоответствие: значительные нарушения в соблюдении
рекомендаций для ЗПС, способные оказать негативное воздействие на
функционирование ЗПС, и которые невозможно устранить в кратчайшие сроки.