Выполняя предназначенный круг операций, банк должен стремиться при этом достичь наибольшей эффективности, достоверности и безопасности. Многолетняя практика банковской деятельности позволила выработать определенные правила и приемы выполнения банковских операций, обеспечивающие необходимые результаты. В Финансово-кредитном словаре [45] операционная техника в банках определяется как совокупность правил и технических приемов по совершению и оформлению расчетно-денежных операций, их учету и контролю.
На операционную технику в банках может оказывать влияние ряд факторов. Это размер банка, совокупность выполняемых им операций, территориальное размещение и параметры помещения банка, используемые технические и программные средства, квалификация персонала и др. Но многие правила и приемы остаются ценными при любых условиях. Они определяются рядом нормативных документов. Долгое время коммерческие банки в своей учетно-операционной работе ориентировались на правила и приемы, изложенные в документе Государственного банка СССР «Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР (от 30.09.87 г. № 7). В дальнейшем было издано положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденное Приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263. Новый вариант этих правил был опубликован 05 декабря 2002 г. Следует отметить, что в связи с требованиями времени изданные правила постоянно корректировались, но серьезной переработки они подверглись изданием положения Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"[38]. Данное пособие написано с учетом последней редакции этих правил указаниями Банка России от 12.12.2008 № 2149-У.
В организации и проведении учетно-операционной работы в банках принимают участие работники бухгалтерии — одного из структурных подразделений банка. Возглавляющий бухгалтерию главный бухгалтер выполняет организаторские и контролирующие функции. Состав, структура бухгалтерии и распределение функций определяются размером банка, банковскими операциями, уровнем компьютеризации работы бухгалтерии и другими факторами. Главный бухгалтер определяет конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата. При необходимости могут создаваться специальные отделы, например: отдел учета операций в национальной валюте, отдел учета операций в иностранной валюте, отдел кассовых операций, отдел внутрибанковского учета, кредитный отдел, отдел депозитов, отдел ценных бумаг, отдел учета деятельности филиалов и др.
Учетно-операционная работа современного банка неразрывно связана с автоматизированной банковской системой (АБС), и современная операционная техника в банке строится с учетом ее максимальной компьютеризации. Внедрением, поддержанием в работоспособном состоянии и развитием АБС, как правило, занимается специальное подразделение банка. Оно действует в тесной взаимосвязи с работниками бухгалтерии, осуществляя техническое обслуживание АБС, администрирование работы внутрибанковской компьютерной сети, администрирование работы базы данных, обеспечение безопасности АБС путем ограничения доступа к информации введением парольной защиты и других мероприятий.
Организация работы учетно-операционного аппарата банка строится по принципу ответственных исполнителей. Конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата устанавливаются главным бухгалтером. Ответственному исполнителю поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по установленному кругу операций. Работа ответственных исполнителей связана также с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций.
Ведение счетов распределяется между ответственными исполнителями с учетом номеров балансовых счетов первого или второго порядка, при этом обязательным условием является ведение одним ответственным исполнителем расчетного и ссудных счетов одного клиента.
Ответственный исполнитель при работе с документами на бумажном носителе завершение операции оформляет своей подписью, при этом исполнитель несет ответственность за правильность совершаемой бухгалтерской операции в банке. Работая непосредственно на компьютере и создавая электронный документ, ответственный исполнитель также несет ответственность за правильность его оформления. В этом случае авторство в оформлении документа фиксируется в специальном поле в записи электронного документа. В это поле может заноситься кодовое обозначение ответственного исполнителя. Это происходит автоматически, а кодовое обозначение связывается с паролем, под которым ответственный исполнитель начинает работу с компьютерной системой.
В банке могут также создаваться операционные бригады на участках, где требуется дополнительный контроль за выполнением операций. В операционную бригаду обязательно входит контролер, который проверяет правильность оформления документов по производимым операциям. При работе на компьютере рядовые члены бригады оформляют электронные документы, а их последующий контроль и принятие решения о разноске по счетам производит контролер с компьютера на своем рабочем месте.
В данной работе основное внимание будет уделяться учету и операционной технике в коммерческих банках.