Рейтинг@Mail.ru

   
   

ВВЕДЕНИЕ

Оглавление  Следующий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Современное состояние учетно-операционной работы банка характеризуется большим набором разнообразных операций, доступных современному банку и многообразием модификаций этих операций.  Правильная организация их выполнения требует использования современных методов, средств и технологий, основанных на последних достижениях научной и технической мысли.  Выполнение банковских операций связано со значительным объемом информации, собрать и обработать которую можно только опираясь на современные достижения теории и практики учетного процесса и банковских технологий.

Специалистам в области финансов и кредита, банковского дела необходимо хорошо ориентироваться в основах операционной техники и банковского учета, представлять возможности их организации и выполнения, знать существующую регламентацию в части законодательной базы и со стороны органов надзора, контроля и регулирования банковской деятельности.

Практические занятия дают возможность самостоятельного изучения основных понятий и положений, связанных с организацией учетно-операционной деятельности банка и ее компьютеризацией.  Оно позволяет  закрепить понимание назначения и порядка использования автоматизированных банковских систем при решении учетно-операционных задач, а также особенности технологии реализации отдельных учетных операций.

Компьютеризация банковской деятельности значительно повышает эффективность работы, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния расходов и доходов банка.  Автоматизация позволяет значительно уменьшить долю ручного труда, отказаться от бумажной технологии ведения учета.  Вот почему при изучении учетно-операционной деятельности банка важно приобретение навыков выполнения учетных операций с использованием компьютерной техники.

Практические занятия ориентированы на возможность использования в учебном процессе широко распространенной компьютерной программы фирмы 1С.  Применение реальных автоматизированных банковских систем в учебном процессе нецелесообразно из-за их сложности в установке, эксплуатации и большой стоимости.

Здесь предусмотрено решение учетно-операционных задач в среде пакета "1С:Предприятие 7.7" в конфигурации "Бухгалтерский учет, ред.3", разработанной фирмой 1С для широкого круга предприятий и организаций, за исключением кредитных организаций.  Данная конфигурация была модифицирована автором применительно к целям данных практических занятий.  

Программа фирмы 1С имеет широкое распространение, чему способствует ее невысокая стоимость, легкая настраиваемость, большая дилерская сеть и хорошее сопровождение.  Эти качества делают ее удобной для заочного и дистанционного обучения.

Программа нашла применение в различных сферах экономики, например, внедренческий центр "1С-РАРУС" для инвестиционных компаний и банков предлагает программный продукт под названием "1С-РАРУС: БЭК-ОФИС". Ими же разработан и внедрен в коммерческом банке социального развития "Якиманка" программный продукт "Учет операций коммерческого банка на рынке корпоративных ценных бумаг (акций)".  Имеется опыт использования  программных продуктов фирмы "1С" и в подразделениях Центрального банка РФ, например, в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Псковской области (г. Псков) на базе этих программных средств реализован учет основных средств, материалов и нематериальных активов. 

В реальной автоматизированной банковской системе (АБС) стремятся максимально автоматизировать решение задач учетно-операционной деятельности банка.  В учебных же целях целесообразно предоставить возможность обучающемуся выполнить некоторые расчетные алгоритмы самостоятельно для наиболее полного их понимания и усвоения.  Так, например, в реальной АБС автоматизируются многие стандартные проводки по операциям, автоматизируется расчет процентов, их начисление, получение и выплата, автоматизируется расчет амортизационных отчислений и закрытие операционного дня, а также другие операции.  В нашей учебной компьютерной программе их тоже можно автоматизировать, например, используя режим типовых операций, а также документов и расчетов.  Но большинство заданий  предусматривают ручной режим ввода проводок, некоторых расчетов, закрытия операционного дня с целью их более глубокого понимания и запоминания.

Для выполнения заданий в учебной компьютерной программе используются конкретные даты.  При желании эти даты могут быть изменены.  Иногда даты взаимосвязаны и, чтобы не нарушить этой связи, рекомендуется осуществлять одновременный сдвиг всех дат или по месяцам, или по кварталам, или по годам.  При этом конечно, надо учитывать, что, сдвигая даты, можно выйти за пределы месяца, квартала и года, по которым есть контрольные цифры, и в этом случае они могут не совпасть.  Наиболее безопасен сдвиг дат на год.  При этом значение всех контрольных цифр сохраняется.

Все используемые в заданиях данные условные.  Обнаруженные совпадения с конкретными предприятиями, организациями, банками и физическими лицами случайно.


Copyright © 2000