Рейтинг@Mail.ru

   
   

ТЕМА 8

Оглавление  Предыдущий  Следующий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учет доходов, расходов и финансовых результатов деятельности банка

 

Результаты деятельности банка учитываются в седьмом разделе балансовых счетов.  Лицевые счета на первых счетах этого раздела "Доходы" и "Расходы" открываются с учетом статей доходов и расходов.  Этому способствует имеющийся в учебной компьютерной программе справочник "Статьи доходов и расходов". 

Структура рассматриваемого справочника состоит из нескольких уровней.  На первом уровне расположены три раздела – доходы, расходы и финансовый результат после налогообложения и его использование.  Первые два раздела имеют одинаковую структуру. На их следующем уровне находятся подразделы: доходы и расходы от банковских операций и других сделок, операционные доходы и расходы, прочие доходы и расходы.  Они выделяются в зависимости от их характера, условия получения (уплаты) и видов операций.  Третий уровень этой ветви занимают группы доходов и расходов, которые выделяются по однородности экономического содержания.  На нижнем уровне находятся статьи доходов и расходов, которые непосредственно определяют источники доходов и направление расходов.

На рис. 8.1. показана экранная форма справочника "Статьи доходов и расходов, в которой виден лишь верхний его уровень. 

 

Рис. 8.1. Верхний уровень справочника "Статьи доходов и расходов"

 

Обратившись через ветвь доходов банка к самому нижнему уровню, получим картину, отображенную на рис. 8.2.  Такой поиск по иерархии справочника необходим и при открытии конкретных лицевых счетов.  Это открытие происходит по технологии, описанной во второй теме, но при автоматическом формировании номера лицевого счета его разряды 14-18 будут содержать символ выбранной статьи доходов или расходов.  Пример формирования элемента справочника "Книга регистрации лицевых счетов" при открытии лицевого счета на счете второго порядка "Доходы" показан на рис. 8.3.

 

Рис. 8.2. Нижний уровень одной ветви справочника "Статьи доходов и расходов"

 

Процентные доходы и расходы коммерческого банка составляют большой удельный вес в общей сумме доходов и расходов.  В настоящее время имеется два нормативных документа Банка России, определяющих порядок начисления, удержания и выплаты процентов при осуществлении банком кредитных, депозитных операций и операций с ценными бумагами.  Это документы: Положение ЦБ РФ от 26 июня 1998 г. N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" [Н.; 25], а также Положение ЦБР от 30 декабря 1999 г. N 103-П "О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов" [Н.; 27].

 

Рис. 8.3. Открытие лицевого счета на счете второго порядка "Доходы"

 

Процесс начисления процентов является довольно трудоемким и в реальной АБС он автоматизирован.  В данном практикуме для лучшего усвоения технологии начисления, удержания и выплаты процентов предусмотрен ручной вариант выполнения этих процедур.  Проценты должны начисляться, удерживаться и выплачиваться исходя из условий кредитных операций и операций с ценными бумагами, представленных в заданиях соответствующих тем.

При рассмотрении вопросов в предыдущих темах для облегчения контроля правильности выполнения задания было предусмотрено разнесение по месяцам текущего года групп операций соответствующих тем.  С этой же целью из заданий исключались учетные процедуры, связанные с ежемесячными расходами на заработную плату работников банка и амортизационными отчислениями.  В данной теме для приближения учетной картины к реальности предлагается учесть и эти затраты.

Отнесение заработной платы на расходы банка предлагается провести одинаковыми суммами ежемесячно в течение двух кварталов года.  Такие действия следует оформлять в журнале операций, начиная с февраля 2010 г.  Оформив операцию за один месяц, ее надо скопировать по остальным месяцам до конца второго квартала с исправлением месяца в дате операции.

Амортизационные отчисления следует рассчитать также до конца второго квартала по объектам основных средств и нематериальных активов с учетом ввода их в эксплуатацию (расчет проводится со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию).  Расчет проводится линейным способом по нормам амортизации, представленным в таб. 8.1.

 

Нормы амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов

Таблица 8.1.

Объект

Годовая норма амортизации

Компьютер Рабочая станция

12.50

Программа бух.учета 1С:Предприятие 8.0

20.00

 

Для упрощения выполнения задания не учтен целый ряд существующих в реальной практике деятельности банков доходов и расходов, таких как налоговые платежи, платежи во внебюджетные фонды, комиссия полученная и уплаченная и т.п.  При необходимости обучающиеся могут ввести их дополнительно самостоятельно. 

Оглавление  Предыдущий  Следующий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Copyright © 2011 Немчинов В.К., Рогозенков А.В.