Зеркало этого сайта по адресу:http://nvk.nichost.ru
Рейтинг@Mail.ru

   
   

Содержание  Предыдущий  Следующий

2.2. Учетные регистры

Учетные регистры — это карточки, ведомости, журналы, бухгалтерские книги, предназначенные для учетных записей. Они используются для накопления, обработки и отражения в систематизированном виде учетной информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Первоначально информация в учетные регистры попадает с первичных документов. Учетные регистры могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в памяти компьютера или на любом техническом носителе, а также отображены на экране дисплея.

Записи с первичных документов отражаются в учетных регистрах в хронологической последовательности с возможностью их группировки по счетам бухгалтерского учета.

Для ведения учетных регистров назначаются ответственные лица. Они отвечают за правильность составления регистров и заверяют их своей подписью. При отсутствии электронной подписи регистры следует распечатать и заверить подписью на бумажном носителе.

Все вносимые изменения в учетные регистры необходимо документировать. Они также должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, внесшего изменения, с указанием даты изменения. Но не во всех АБС обеспечивается возможность регистрации вносимых изменений. В большинстве случаев такие изменения могут свободно вноситься в учетные регистры ответственными лицами в течение операционного дня, но при его закрытии внесение изменений уже не допускается и требует специальной процедуры под контролем главного бухгалтера и администратора системы.

В Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях довольно подробно освещен порядок внесения изменений в учетные регистры в зависимости от времени выявления ошибочных записей. В них говорится, что ошибки в записях, выявленные при текущей проверке, до заключения баланса, исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм. Внесенные исправления заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись "Не считать", заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные учетные регистры.

При отсутствии возможности внесения исправления описанным способом ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратной проводкой) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Для этого составляются текущим днем два мемориальных ордера - сторнированный и правильный. Ордера подписываются бухгалтерским и контролирующим работником.

Ошибки, выявленные после составления баланса, исправляются обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи. Исправление производится в день выявления ошибки. Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то требуется получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено договором банковского счета. При отсутствии средств на счете клиента списание производится со счета учета прочих дебиторов, и кредитная организация принимает меры к восстановлению этих средств.

Исправительные ордера составляются в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр служит ордером, второй и третий экземпляры являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке. Книжка эта должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя.

В исправительном ордере указывается, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. На обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись.

В лицевом счете против ошибочной записи, сумма которой была сторнирована, делается отметка "Сторнировано" с указанием даты и номера исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего исправительный ордер.

На основании копий исправительных ордеров главный бухгалтер ведет учет ошибок в работе сотрудников, изучает причины ошибок и принимает меры к улучшению работы.

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" отмечается, что содержание регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Содержание  Предыдущий  Следующий


Copyright © 2012 Немчинов В.К., Рогозенков А.В.