Рейтинг@Mail.ru

   
   

Содержание  Предыдущий  Следующий


1.2. Операционная техника в банках

(обновленный вариант параграфа смотрите здесь)

Выполняя предназначенный ему круг операций, банк должен стремиться при этом достичь наибольшей эффективности, достоверности и безопасности. Многолетняя практика банковской деятельности позволила выработать определенные правила и приемы выполнения банковских операций, обеспечивающие необходимые результаты. В Финансово-кредитном словаре операционная техника в банках определяется как совокупность правил и технических приемов по совершению и оформлению расчетно-денежных операций, их учету и контролю.

На операционную технику в банках могут оказывать влияние ряд факторов. Это размер банка, совокупность выполняемых им операций, территориальное размещение и параметры помещения банка, используемые технические и программные средства, квалификация персонала и др. Но многие правила и приемы остаются ценными при любых условиях. Они определяются рядом нормативных документов. Долгое время коммерческие банки в своей учетно-операционной работе ориентировались на правила и приемы, изложенные в документе Государственного банка СССР “Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР” (от 30.09.87 № 7). В настоящее время заменой этого документа стали “Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации”, утвержденные Приказом Банка России от 18 июня 1997г. № 02-263. Эти Правила постоянно совершенствуются и корректируются и на сегодняшний день издано более двух десятков указаний по из изменению.

В организации и проведении учетно-операционной работы в банках принимают участие работники бухгалтерии - одного из структурных подразделений банка. Возглавляющий бухгалтерию главный бухгалтер выполняет организаторские и контролирующие функции. Состав, структура бухгалтерии и распределение функций определяется размером банка, банковскими операциями, уровнем компьютеризации работы бухгалтерии и другими факторами. Главный бухгалтер определяет конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата. При необходимости могут создаваться специальные отделы, например: отдел учета операций в национальной валюте, отдел учета валютных операций, отдел кассовых операций, отдел внутрибанковского учета, кредитный отдел, отдел депозитов, отдел ценных бумаг, отдел учета деятельности филиалов и др.

Учетно-операционная работа современного банка неразрывно связана с автоматизированной банковской системой (АБС) и современная операционная техника в банке строится с учетом ее максимальной компьютеризации. Внедрением, поддержанием в работоспособном состоянии и развитием АБС как правило занимается специальное подразделение банка. Оно действует в тесной взаимосвязи с работниками бухгалтерии, осуществляя техническое обслуживание АБС, администрирование работы внутрибанковской компьютерной сети, администрирование работы базы данных, обеспечение безопасности АБС путем ограничения доступа к информации, введением парольной защиты и других мероприятий.

Организация работы учетно-операционного аппарата банка строится по принципу ответственных исполнителей. Конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата устанавливаются главным бухгалтером. Ответственному исполнителю поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по установленному кругу операций. Работа ответственных исполнителей связана также с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций.

Ведение счетов распределяется между ответственными исполнителями с учетом номеров балансовых счетов первого или второго порядка, при этом обязательным условием является ведение одним ответственным исполнителем расчетного и ссудных счетов одного клиента.

Ответственный исполнитель при работе с документами на бумажном носителе завершение операции оформляет своей подписью, при этом он несет ответственность за правильность совершаемой по нему бухгалтерской операции в банке. Работая непосредственно на компьютере и создавая электронный документ, ответственный исполнитель также несет ответственность за правильность его оформления. В этом случае авторство в оформлении документа фиксируется в специальном поле в записи электронного документа. В это поле может заноситься кодовое обозначение ответственного исполнителя. Это происходит автоматически, а кодовое обозначение связывается с паролем, под которым ответственный исполнитель начинает работу с компьютерной системой.

В банке могут также создаваться операционные бригады. Они, как правило, создаются на участках, где требуется дополнительный контроль за выполнением операций. В операционную бригаду обязательно входит контролер, который проверяет правильность оформления документов по производимым операциям. При работе на компьютере, например, рядовые члены бригады оформляют электронные документы, а их последующий контроль и принятие решения о разноске по счетам производит контролер с компьютера на своем рабочем месте.

В данной работе основное внимание будет уделяться операционной технике в коммерческих банках.

Содержание  Предыдущий  Следующий

Copyright ©1998-2002 Немчинов В.К.